Нужна помощь в написании работы?

Издание крупнейших газет и журналов в ряде развитых в информационном отношении стран сосредоточено в руках небольшого числа издательских концернов, газетных трестов и других объединений, собственники которых тесно связаны с финансово-промышленными группами. Это процесс не обошел и Россию, где по разным причинам сложилась своеобразная империя СМИ — система медиа-холдингов.

Российские империи СМИ

 Контролируются федеральными властными структурами

Электронные СМИ

•     Государственный медиа-холдинг на базе ВГТРК: ВГТРК, телеканал «Куль
тура», Радио «Россия», Радио «Маяк», Радио-1:98 ГТРК в регионах как дочерние предприятия ВГТРК; 110 региональных передающих радиотелецентров как филиалы госкомпаний на местах; Метеор-ТВ (кабельный проект);

•     РИА-«Вести», бывш. РИА-Новости, ИТАР-ТАСС;

•     ОРТ (51% акций);

•     Интерфакс (хотя агентство является частным);

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

•     ОТИК — Общероссийский технический информационный канал, обеспечивающий региональные СМИ и местные органы власти новостями, выбранными из сообщений ведущих российских и западных информагентств.

Печатные СМИ

•  «Российская газета»;

"   «Российские вести», газета; "   «Парламентская газета»;

•  «Россия», журнал;
«Российская Федерация», журнал.

Контролируются правительством Москвы

(Московская мэрия, «Банк Москвы», компания АФК-«Система>, «Мосбизнесбанк». Московский банк реконструкции и разлития)

Электронные СМИ

ТВ ЦЕНТР (67 % акций): ТВ ЦЕНТР (метровый канал), ТВ-

ЦЕНТР-Столица (кабельный канал);

•     Метеор-ТВ (спутниковый проект);

•     ТЕЛЕЭКСПО (ночное и утреннее вещание на частоте канала «Культура» для Москвы и Московской области);

•     RЕN ТВ («Банк Москвы» предоставил первоначальный кредит в 1996 г., был возвращен через год), 70 % акций сейчас у РАО «АЭС»;

•     М-радио, а также проводное радио.

Печатные СМИ

•     Издательский дом «Метрополис»: контрольный пакет — «Литературная газета», субсидии — «Россiя», «Метро», -«Культура», «Вечерняя Москва»;

•     «Московская правда»;

•     «Вечерник клуб» — газета;

•     «Тверская, 13»;

•     «Центр плюс»;

•     «Куранты»;

•     «Общая газета» (субсидии);

•     «Максима» — рекламное агентство;

•     «Киностудия «Мосфильм».

Контролируются до 2001 г. группой "Мост»

(холдинговая компания Медиа -Мост В. Гусинского)

Электронные СМИ

•     НТВ-Холдинг: НТВ, НТВ - плюс, НТВ - кино, НТВ - профит, НТВ - дизайн;

•     Телесеть ТНТ;

•     Радио «Эхо Москвы»;

•     БОНУМ-1 (оператор телекоммуникаций).

Печатные СМИ

•     Издательский дом «7 дней»;

•     «Сегодня» (па паях с Лужковым и Каданниковым);

•     «Итоги»;

•     «Караван» (ежемесячная программа телеканалов НТВ-плюс);

•     «Караван историй» — журнал;

•     «Новая газета» (в прошлом предоставлял субсидии);

•     «Общая газета» (субсидии, на паях с Лужковым и Каданниковым);

•     «Искусство кино» (при участии «НТВ-кино).

Контролируются РАО «Газпром»

(холдинговая компания Газпром-Медиа)

Электронные СМИ

•  «Прометей» — продюсерская фирма, на базе которой строится региональная вещательная система;

  • АСТ— региональная спутниковая телесеть; .
  •   НТВ (68 % акций; 30 % акций РАО вынуждено купить у Гусинского за $ 120 млн в ходе предвыборной кампании Ельцина, а в 2000г. приобрело еще 38 %); .   НТВ-*-(25% акций);

•     ТНТ-Телесеть (25 % акций);

•     Изд-во«Семьдней»(25%акций);
   ОРТ (3% акций);

  • «Открытое радио»;

•  Спутниковый канал АСТ.

Печатные СМИ

•     Газоил-пресс: журналы «Газовая индустрия», «Фактор»;

•     «Трибуна» (бывш. «Рабочая трибуна», контрольный пакет акций);

•     «Труд» (субсидии);

•     «Профиль», журнал;

•     «Компания», журнал;

•     Сборник «Киносценарии»;

•     Более 100 региональных изданий.

Контролируется РАО ЕЭС

(председатель Правления А. Чубайс, Президент медиа-холдинга — руководитель ЯЕЛ/-Л/ И. Лесневская)

•     Телекомпания REN-ТV - (70 % акций РЕН-ТВ);

•     Телеканал RЕN-ТV;

•     Региональная телесеть.

Контролируются группой «ОНЭКСИМ»

(В. Потанин. Холдинг «Проф-медиа» в составе ФПГ, «Интеррос»,

созданной на базе ОНЭКСИМбанка)

Электронные СМИ

•     Информационное агентство «Прайм»;

•     Радио «Европа плюс» (включая сеть региональных радиостанций,

•     работающих под единой торговой маркой); Холдинг «Связьинвест» (РТР сигнал).

•     Издательство «Сегодня-пресс», холдинг «Интеррос) совместно с

французской издательской группой «Ашетт» участвует в ряде проектов — «Европа плюс»,«Eiie», «Рarents»).

Печатные СМИ

•     «Известия» (на паях с ЛукОйлом в том числе «Неделя», «Закон», «Видео-Асc» — 51 % акций;

•      «Эксперт», журнал (34 % акций);

•      Издательский дом «Комсомольская правда» (втом числе ИД «Сегодня- пресс»
издающий региональные приложения «КП», газету «Антенна», рекламные
издания «Ва-банк» и др. Под торговой маркой « КП» выходят «Экспресс-газета» и еще почти 30 различных изданий;

•      «АйДа!».

Контролируются кампанией «ЛукОйл»

(президент В. Алекперов)

Электронные СМИ

•      Телевизионное агентство ТСН на ТВ-6;

•      31-й канал (на паях с С.Лисовским);

•  RЕN ТV/НВС (5% акций).

Печатные СМИ

•  «Известия» (в том числе «Неделя», «Закон». «Видео-Асc»), 49 % акций.

Контролируются Б. Березовским

(ЛогоВаз, АВВА, Объединенный банк, до 2002 г. Сибнефть)

Электронные СМИ

•  ОРТ («ЛогоВАЗ» Березовского — 8 % акций; «Объединенный банк» контролируемый Березовским, входит в консорциум 4-х банков, который владел 38 % акции ОРТ);

•  ТВ-6 (75% акций). (Ликвидирована судом в ноябре 2001 г.). В январе 2001 г. коллектив ТВ-6 создал свое ООО без прежних акционеров и получил лицензию на право вещания на той же шестой кнопке (СТО), победив на конкурсе в конце марта 2002 г. Однако в 2003 г. новая телекомпания стала банкротом, ее руководитель Е. Киселев перешел в газету «Московские новости» главным редактором, а затем стал работать обозревателем радиостанция «Эхо Москвы»;

•  радио НСН (бывшее Престиж-радио).

Печатные СМИ

•     Издательский дом «КоммерсантЪ» (газета «Коммерсант», журналы «Власть»-
«Деньги», «Автопилот», «Домовой», «Столица» — контрольный пакет приобретен в 1999г.);

•     «Независимая газета» (контрольный пакет акций через Объединенный банк»)

•     «Новые Известия «(субсидии);

•     журнал «Огонек» (акции);

•  Информ. агентство «Национальная служба новостей» (оно из первых в России сетевых агентств, его адрес www.nns.ru).

Коммерческие масс-медиа

Аргументы и факты (Владислав Старков): «Аргументы и факты», «Интерфакс АиФ»,«АиФ-здоровье», «АиФ-любовь», «Арт-фонарь», «Я -молодой!» и др., а также сеть региональных приложений.

Совершенно секретно: газеты «Совершенно секретно», «Версия», журнал «Лица».

Московские новости (Виталий Третьяков): «Московские новости» (еженедельник издается на русском и английском языках), ежедневная газета «Время-МN» (финансируется Сбербанком, Внешторгбанком, ММВБ, Еврофинанс — компаниями, крупным акционером которых является Центробанк), радиостанция «Максимум».

Московский комсомолец (Павел Гусев, московское правительство финансирует создание сети региональных изданий): газеты «МК», «Час пик» (Санкт-Петербург), провинциальные выпуски «МК»; журналы «МК-Бульвар» (49 % акций принадлежит банку «Московский»), «Деловые люди».

Издательский дом «Экономическая газета» (Юрий Якутин): газеты «Экономика и жизнь», «Экономическая газета», «Финансовая газета», «Промышленно-экономическая газета», всего 39 изданий; журналы «Журналист», «Чудеса и приключения».

ЗАО «Виктор Шварц и К» : «Тайная власть», «Частная жизнь», «Очная ставка», «Врачебные тайны», «Женские дела», «Поле чудес».

Сергей Лисовский (президент ассоциации региональных телевещателей — РАРТ): Телевидение - телекомпания «Первый московский канал» (бывший 31 канал), журналы «ТВ-парк», «КИНО-парк», рекламные агентства «Премьер СВ», «ОРТ-реклама».

Альфа-ТВ ( Альфа- груп и Сергей Лисовский): телеканалы МузТВ, СТС-8.

Индепендент Медиа (управляющий Дерк Сауэр, среди владельцев есть иностранные инвесторы): «Москоу Таймс», «Санкт-Петербург Таймс», «Капитал»; журналы «Плейбой», «Космополитен», «Гуд хаускипинг», «Харперс базаар» (выпускает русскую версию по соглашению с владельцами), а также Русское радио и информационное агентство «Скейт-пресс».

Издательский дом «Бурда»: журналы «Соо1», «Сооlgirl», «Лиза», «Вот так!». «Автомир» и др.

Региональные медиа-холдинги

 «Провинция» (владелец Издательского дома — Борис Гиллер, начинал задаться медиа-бизнесом в Казахстане; по данным аудита Национальной тиражной службы РФ, общий тираж всех газет холдинга вырос со 100 тыс. экземпляров в 1998 г. до миллиона экземпляров весной 2000 г.). В «Провинцию» входят еженедельники: «Десница» (г. Владимир), «Хронометр» (г. Владимир), «Хронометр» Вологда), «Хронометр» (г. Иваново), «Хронометр» (г. Кострома), «Провинциальный репортер» (г. Липецк), «Проспект» (г. Нижний Новгород), «Новое Омское слово» (г. Омск), «Яикъ» (г. Оренбург), «Орловский меридиан» (г. Орел), Дона» (г. Ростов-на-Дону), «Мещерская сторона» (г. Рязань), «Пульс г. Самара), «Саратовский Арбат» (г. Саратов), «Амурский меридиан» (г.Хабаровск).

«Ведомости-Медиа» (группа Арама Габриэляна, который впервые начал заниматься медиа-бизнесом в Ульяновске). В медиа-холдинг входят газеты «Деловой мир» и «Московские ведомости», а также почти 30 газет в 22 регионах России.

Группа «КОМОК»: газеты «Комок», выходящие в разных городах ,а также детская газета «Комочек».

Источники: Иеаницкий В. Л. Практические методы достижения экономической ности независимых СМИ — М., 2000; Засурский И. Масс-медиа второй респу( М., 1999. — С. 237-241; Качкаева А. Российские империи СМИ //Журналист. 1! С. 22-23; ПелеховаЮ., Семенов А. Предвыборные холдинги //КоммерсантЪ-Daily 11 июня.

На Западе медиа-империи имеют по сравнению с российскими значительно больший стаж.

 Крупнейшие собственники СМИ за рубежом

Первый в истории газетный трест Скриписа возник в США. Вслед за ним там и же появились газеты треста Херста, Мак-Кормика, Паттерсона и другие. В Соединенных штатах Америки сегодня — 1700 ежедневных газет. Их общий разовый тираж составляет свыше 60 млн экземпляров, 70 % которых приходится на 149 газетных трестов, синдикатов и компаний. Ведущее место среди них занимают «Ганнет компани, инкорпорейтед», «Найт-Риддер ньюспейперз, инкорпорейтед»,«Херст корпорейшн», «Трибюн компани», «Нью-Йорк таймс компани», «Нью Америка паблишинг», группа Руперта Мэрдока, «Таймс миррор компани», газе тный трест Нъюхауза.

Процесс концентрации и монополизации в издательском деле превратил прессу в одну из важных отраслей американской экономики. Десять газетных компаний входят в число 500 наиболее крупных американских корпораций. «Ганнет компани» в 1995 г. приобрела за 1,7 млрд долларов компанию «Малитмедиа», выпускающую 11 ежедневных и 49 других изданий, а также владеющую системами кабельного видения и вещательными станциями. Таким образом, «Ганнет компани» стала еще более мощной: 93 газеты с общим тиражом 6,4 млн экземпляров, 15 телестанций, 13 радиостанций и 450 тысяч подписчиков кабельного телевидения  А «Пулитцер паблишинг  компани», владеющая только тремя газетами в Тусоне (Аризона) и Сент-Луисе, купила в 1996 г. за 214 млн долларов целую компанию провинциальной прессы «Скриппс лиг ньюспейперс» с 16 ежедневными и 30 еженедельными газетами — тиражом от несколько от нескольких тысяч до 32 тыс. экз. на Среднем Западе и Западе.

В 1990-х годах несколько изменилась стратегия купли-продажи газет. 1 раньше газетную собственность приобретали хаотично, то с 1995 г. перешли на графический принцип — «пачками» в одном месте, там, где уже у компании имеются свои газеты, чтобы легче было ими управлять. Так сделала корпорация «Найт Риддер» в 1995 г., купив компанию «Лешер коммьюникейшнз» с пятью газета Калифорнии, где у нее уже есть газета «Сан Хосе меркюри ньюс». Так же поступил ли компании «Холлингер» и Дина Синглтона в 1996 г.

     Так группе лорда Ротермира — «Ассошиэйтед ньюспейперз», совмещающей газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Дейли мейл он санди», акции четырех коммерческих радиостанций. В концерн

входят несколько провинциальных газетно-издательских компании, а также газетные компании «Нортклиф ньюспейперз груп» и «Ивнинг стандарт», издающие лондонскую вечернюю газету «Стандард» (The Standart— «Знамя»). Группа получает большие доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресторанный бизнес, является крупным земельным собственником.

«Миррор груп консорциум» — газетный концерн, один из крупнейших в Европе. Принадлежит издательскому объединению «Бритиш принтингэнд комьюникейшн оопорейшнл», издательской компании «Пергамон пресс». Ее президент Роберт Максвелл погиб в 1991 г. при невыясненных обстоятельствах: его тело обнаружили в океанских волнах недалеко от собственной яхты. Дело продолжили его сыновья. Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты «Миррор» и «Спортинг лайф» («Спортивная жизнь»), воскресные «Санди пипл» и «Санди миррор».

« Томсон ридженл ньюспейперз», входит в группу Томсона, канадского газетного магната. Контролирует 14 ежедневных, в основном провинциальных газет, включая шотландские издания «Дейли рекорд» (Daily Record— «Ежедневные события»), «Санди мейл» и «Скотсмен» (The Scotsmen— «Шотландец»), одну воскресную и 40 еженедельных.

Газетный трест «Ньюс  интернешинал» принадлежит австралийскому магнату Руперту Мэрдоку, принявшему в 1985 г. гражданство США. Объединяет компании: «Тайме ньюспейперз» (издает общенациональные газеты «Таймс» и «Санди таймс») и «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскресную «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие, свыше 4 млн каждая, тиражи).

«Юнаитед ньюспейперз»— газетно-издательский концерн принадлежит финансисту Дэвиду Стивенсу. Издает общенациональные газеты «Дейли стар», «Дейли экспресс», «Санди экспресс»; выпускает сотни провинциальных газет, из которых крупнейшей являются «Йоркшир пост», журналы «Панч», «Кантримен» и ряд других.

Германия. В 1947 г. в Гамбурге Аксель Цезарь Шпрингер основал газетно-изда-концерн, который в 1970 г. был преобразован в акционерное общество «Ак-прингер-ферлаг». Контрольный пакет акций (51 %) принадлежит издатель-Шпрингера (26,1 %) и братьям Фридеру и Хуберту Бурда (24,9 %), которые определяют политику концерна. Интересы других акционеров (49 %) представляют Немецкнй банк», химический концерн «Шеринг», торговая фирма «Отто-ферзанд» и концерн «Мерседес-аутомобиль-холдинг». После смерти Шпрингера в 1985 г. боль-часть его акций перешла к его вдове Фриде Шпрингер.

Концерн Шпрингера выпускает свыше 80 % тиражей всех ежедневных и воскресных газет, издаваемых в Германии, ему принадлежит пять крупнейших ежедневных газет - «Вельт» (Die Welt— «Мир»), «Бильд» (Вild— «Иллюстрированная зета»), «Гамбургер абенблат» (Hamburger Abendblatt— «Гамбургский вечерний листок»), «Бильд Берлин», две воскресные газеты «Бильд ам зоннтаг» (Bild

am Sonntag — «Воскресная иллюстрированная газета») и «Вельт ам зонтаг» (Welt am Sonntag — «Мир в воскресенье»), еженедельные иллюстрированные журналы радио и телевидения «Херцу» и «Функ ур».

Активную роль в печатном мире страны играет концерн «Бертелъсман», имеющий финансовые интересы во всех средствах массовой информации, книгоиздательстве, кинематографии. «Бертельсман» является владельцем второго по величине, после шпригеровского, газетно-журнального издательства «Грунер унд Яр», которому принадлежит такое влиятельное издание, как журнал «Штерн» (тираж свыше 2 млн) и еженедельная газета «Цайт», журналы «Капиталь» и «Гео», иллюстрированные издания для молодежи и женщин. Политическим весом обладает выпускаемый в Гамбурге объединением Аугштейна еженедельник «Шпигель» (Der Spiegel — «Зеркало», тираж свыше млн экз.).

Газетно-издательское объединение в Мюнхене «Зюддойчер-ферлаг» издает ежедневную проправительственную газет «Зюдддойче цантунг» («Южногерманская газета») и вечернюю «Абендцайтунг».

Издательский концерн «ГенрихБауэр-ферлаг» принадлежит Генриху Бауэру. Наряду с «Грунерунд Яр» играет ведущую роль ввыпуске иллюст-рированных журналов. Издает иллюстрированные журналы «Квик» -«Быстрый», «Нойе ревю-«Новое обозрение», «Пралине», еженедельную газету «Нойеблат»— «Новый листок»), еженедельный журнал «Браво».        

Франция. Группа «Ашетт» была основана еше в 1826 г. Она контролирует работу издательств «Грассе-Фаскель», «Файяр», «Сток», «Ле Шен», «Мазорин» и др., производит почти треть общего количества учебников по различным дисциплинам, обладает монополией на продажу книг, в значительной степени контролирует продажу газет и журналов через фирму «Нувель мессажри де ла пресс паризьен», где владеет 49 % акций. Выпускает серии изданий: «Великие художники», «Популярная медицина», «Музеи» и т.п. Ежегодно издает 70 млн экз. книг, два десятка газет и журналов, в том числе «Журналь дю диманш»— «Воскресная газета», «Эль»— «Она», «Теле-сетжур» — «Теленеделя» и др., что составляет 15% журнальной продукции Франции. Общая численность персонала «Ашетт» 20 тыс. человек.

Группа Эрсана основана в 1950 г, Робером Эрсаном (умер в 1996 г.). Первым его изданием был журнал для автолюбителей «Отожурналь» В настоящее время группа Эрсана контролирует 20 % всей печатной газетно-журнальной продукции Франции, финансирует ряд изданий Бельгии. Наследники Р. Эрсана являются владельцами шести издательских компаний (самая крупная из них — концерн «Сокпресс»), выпускающих в столице и в провинции 18 ежедневных газет, 9 общеполитических еженедельников, 10 специализированных журналов. Среди них влиятельные ежедневные газеты «Фигаро», «Франс-суар»  — «Франция вечером», «Паризьен либере»  -«Освобожденный парижанин» — в Париже. «Дофине либере- «Освобожденная Дофине»- в Гренобле, «Пари-Норманди» — в Руане, «Сюд- Уэст»— «Юго-Запад» - в Бордо и др. На предприятиях Эрсана работает свыше 10 тыс. человек. Однако группа с начала 90-х гг. переживает экономические трудности. Уже в 1994 г. ее долги составляли 4 млрд франков, а доходы отрекламы в 1990-1993 гг. снизились с 4 млрд до 2,6 млрд франков . Эрсан был вынужден поэтому продать большинство изданий, принадлежащих ему в Восточ-й Европе закрыть некоторые газеты в Центральной Европе, объединить три газеты в одну во Франции. Впрочем трудности переживали не только издания, принадлежащие Эрсану. В течение последних лет борется за сокращение дефицита газета «Либерасьон». В 1994 г. были истрачены огромные деньги на преобразование издания (третье по счету!), но они не оправдались, и жестокий кризис привел к передаче контрольного пакета акций промышленной группе «Шаржер».

Появление на французском рынке в конце 70-х гг. XX в. немецкой группы Бертельсмана, а в начале 90-х гг. английской ЕМАП резко изменило журнальный рынок Франции, где доминировала группа «Ашетт». К тому же в 1995 г. одна из крупнейших в мире групп в области телекоммуникаций «Алькатель-Альстом» приобрела 21 % акций французской группы «Гавас». Взамен «Гавас» получила филиал «Алькатель Женераль оксиданталь», который объединяет журнальную периодику («Экспресс», «Пуэн» и др.), издание книг, вклады в радиостанции (в частности, в «Ностальжи») и телестанции («Евроньюс»). Таким образом, «Гавас» становится мощной группой журнальной периодики. А группа «Ашетт» вынуждена укреплять свои позиции за пределами Франции. В 1995 г. ее деятельность в США принесла ей 3 млрд франков, в Испании — 630 млн, в Азии и Океании — 200 млн . В том же году «Ашетт» приобрела у Мэрдока журнал «Мирабелла» и заключила соглашение с «Комсомольской правдой» об издании в Москве и Санкт-Петербурге русского варианта женского журнала «Эль» (это его 27-е издание за рубежом).

Канада. Группа Томсона (Тле ТНотпзоп Сгоир) — крупнейший транснациональный газетно-журнальный концерн. Штаб-квартира в г. Торонто, основан в конце 20-х гг. канадским магнатом-миллионером лордом Роем Томсоном (умер в 1976 г.).

Дело Томсона продолжил его сын — лорд Кеннет Рой Томсон. Объединяет издательские и радиотелевизионные компании, действующие в Канаде, США, Великобритании, ряде стран Азии и Африки. Группе Томсона принадлежат также нефтяные газовые предприятия, транспортные, торговые, страховые, финансовые, туристские компании, предприятия сферы обслуживания. Но самые большие прибыли концерн получает от средств массовой информации. Издательства Томсона выпускают около 200 газет и более 100 журналов, в том числе в США и Великобритании.

В Торонто находится газетно-издательский трест «Саутэм инкорпорейтед», созданный в 1927 г. и объединяющий существующие с XIX в.издательские компании семейства Саутэм. Издает 11 ежедневных газет, в том числе «Газетт»., «Калгари геральд» («Вестник Калгари»), «Провинс» («Провинция»), «Ситтизен» («Гражданин»), еженедельник «Файнэншл таймс оф Канада» («Финансовое время Канады»), 39 коммерческих изданий, 24 справочника, контролирует 27,6%

тиража ежедневных канадских газет. Владеет 1 0 типографиями, 53 выставками имеет значительные вклады в предприятиях связи, располагающих большим количеством радиотелевизионных станций и систем кабельного телевидения в Канаде и за границей. Имеет ряд филиалов и дочерних компаний, в частности «Пасифик пресс», а также свою пресс-службу Саутэм ньюс.

А Канадская компания «Холлингер инкорпорейтед», которой принадлежат такие крупные газеты, как «Чикаго сан таймс» в США, а в Лондоне — «Дейли телеграф»,путем закупки газет у одних, продаже своих другим в 1996г., вышла в лидеры мировой прессы — 137 ежедневных газет и 397 неежедневных в разных странах мира. Это больше, чем у Р. Мэрдока.

В процессе монополизации прессы можно выделить четыре группы предприятий СМИ:

1) индивидуально-капиталистические («фамильные), выпускающие одно издание или один вид прессы, в которых собственность на контрольный пакет акций переходит из поколения в поколение представителям одной и той же семьи или одного и того же круга владельцев;

2) многоотраслевые концерны или так называемые цепные монополии, т.е. цепочки компаний и предприятий прессы, радио и телевидения, связанных между собой общим контролирующим финансовым интересом;

3) конгломераты, т.е. предприятия, являющиеся компонентами смешанных монополий — «конгломератов», охватывающих различные виды коммерческой деятельности;

4) государственно-монополистические корпорации. Особняком стоят кооперативно-паевые объединения, создаваемые пропагандистскими монополиями для обслуживания общих нужд (в первую очередь телеграфные агентства), а так же частные газетные предприятия, допускающие участие сотрудников газет во владении акциями (пример — газета «Монд»).

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Поделись с друзьями