Нужна помощь в написании работы?

Печать Германии

После окончания второй мировой войны на формирование системы немецких СМИ существенное влияние оказали события, связанные с формированием послевоенного устройства Германии, а также процессы объединения Германии в конце XX века.

Завершилась вторая мировая война, и Германия была поделена на четыре зоны оккупации – американскую, английскую, французскую и советскую. Общие принципы преобразований в Германии, как и самой судьбы страны после войны, были выработаны странами-победительницами на Тегеранской (28 ноября – 1 декабря 1943 г.), Ялтинской (4—12 февраля 1945 г.) и Потсдамской (17 июля – 2 августа 1945 г.) конференциях. Главная суть их заключалась в демократизации, денацификации и демилитаризации. Информационная политика соответствовала общей политике стран-победительниц.

«Газеты часа ноль» – так называют в Германии послевоенную прессу. До конца мая первого послевоенного года газеты появились в Кельне, Франкфурте, Касселе, Брауншвейге, Эссене и Бамберге.

12 мая 1945 г. представители союзных военных властей издали в Берлине совместное предписание об оккупационном контроле № 1. Согласно этому предписанию издание национальных органов периодической печати наряду с газетами военной администрации доверялось только лицам, не скомпрометировавшим себя при гитлеровском режиме, и обусловливалось в каждом отдельном случае получением специального разрешения – лицензии от военных властей соответствующей оккупационной зоны.

В то время как в советской зоне оккупации лицензии выдавались общественным организациям антифашистского толка, в западных зовах их получали только частные лица, даже если при этом было известно или предполагалось в виде условия, что эти лица будут в качестве издателей представлять интересы определенных политических партий или других организаций. Различия в западных зонах заключались лишь в том, что американцы сводили под одну редакционную крышу представителей разных политических направлений, создавая таким образом «надпартийные» газеты; англичане, наоборот, предпочитали органы, ориентирующиеся на какую- то определенную политическую партию; во французской же зоне прижились издания и того и другого типа, но важно, что и в том и в другом случае они функционировали как частные предприятия.

В основу политики США в области формирования СМИв американской оккупационной зоне был положен план, разработанный в последние месяцы войны группой американских и английских специалистов. Он подразумевал несколько ступеней развития: от полного запрещения любой информационной деятельности через выпуск информационных бюллетеней союзников до издания газет под контролем военных властей.

В соответствии с этим планом уже с ноября 1944 г. выходит официальный орган военного командования США в Европе на немецком языке – газета «Нойе Цайтунг» («Новая газета»). Возникновение лицензионных газет в западных оккупационных зонах связано с двумя изданиями – «Лахенер Нахрихтен» («Аахенские новости») и «Франкфуртер Рундшау» («Франкфуртское обозрение»). В январе 1945 г. английское командование разрешает Генриху Голласу в Аахене издавать газету «Аахенер Нахрихтен». Первый номер вышел 24 января 1945 г., однако официальное разрешение – лицензия № 1 – на издание было выдано только 20 июня 1945 г. Лицензию № 2 Германии получила «Франкфуртер Рундшау», и она стала первой в американской зоне (после неудачной попытки издания газеты в Мюнхене) для распространения на четверти территории Германии. «Франкфуртер Рундшау» вышла 1 августа первого послевоенного года во Франкфурте-на-Майне.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

За разрешением для издания газеты (лицензией) предписывалось обратиться с письменной просьбой к американским военным властям и дать обязательство выполнять все указания оккупационных властей. Любые формы критики оккупационных властей на страницах газет запрещались. Право на изъятие лицензии американские оккупационные власти сохраняли до конца лицензионной политики в своей оккупационной зоне. В американской зоне оккупации не разрешалось создавать чисто партийные газеты.

В британской зоне оккупации к ноябрю 1945 г. было 18 лицензионных газет. Их политика лицензирования была не менее строгой, чем у американцев. В самом начале после поступления заявки на лицензирование власти проверяли просителей лицензий на партийно-политическую лояльность у бургомистров городов, но затем отказались от этого. К началу октября они отказались и от обязательности «групповых лицензий», как это было в американской оккупационной зоне, и лицензию мог просить один человек. Каждый заявитель лицензии должен был представить нулевой номер газеты. После выхода издания в свет они подвергались предварительной и постцензуре. Если в титульной информации печатного органа была ссылка на какую-либо партию, то власти проверяли, поддерживается ли владелец лицензии этой партией.

18 сентября 1945 г. вышел в свет нулевой номер «Норддойче Цайтунг» («Северогерманская газета»). 10 ноября 1945 г. британские власти заявили о создании новой газеты доя своей оккупационной зоны под названием «Ди Вельт» («Мир»). В отличие от американцев, британские власти разрешали издание партийных газет. К сентябрю 1946 г. в британской зоне оккупации возникло 42 издания, которые четко заявляли о своей партийной принадлежности. Лишь 7 газет объявили себя надпартийными.

Во французской зоне оккупации печатные издания стали появляться в августе 1945 г. Первый номер газеты «Бадей Тагеблатт» («Баденский ежедневный листок») датирован 8 августа. В августе вышел и первый номер газеты «Нойе Саарбрюкер Цайтунг» («Новая саарбрюкская газета»). В сентябре вышло еще пять газет. 26 сентября вышел первый номер военной газеты на французском языке «Nouvelles de Prace».

В отличие от других оккупационных властей, французские были более либеральны, было меньше контроля над прессой и больше свободы мнений. Каждая политическая партия и каждый печатный орган имели возможность свободно обсуждать германские политические проблемы. Все информационные газеты могли публиковать различные точки зрения. Для того чтобы это стало гарантией, каждой партии, допущенной к выборам 18 мая 1947 г., разрешалось иметь свою газету.

В советской зоне оккупации строительство послевоенной системы прессы осуществлялось по образцу в подобию СССР – сверху, однако с учетом национальных особенностей Восточной Германии – многопартийной системы. Лицензии выдавались партиям и общественным организациям, физическим лицам не разрешалось издавать печатные органы. В качестве ограничителя тиражей выступало решение о распределении бумаги.

Первой газетой, вышедшей в Восточной Германии, на территории будущей ГДР, была газета «Тэглихе Рундшау» («Ежедневное обозрение»), которую издавало командование Красной Армии с помощью немецких активистов-антифашистов. В качестве приложений к «Тэглихе Рундшау» через год стал выходить еженедельник «Иллюстрирте Рундшау» («Иллюстрированное обозрение») и политический научно-популярный журнал «Нойе Вельт» («Новый мир»).

В июне 1945 г. вышел первый номер газеты Коммунистической партии Германии (КПГ) «Дойче Фольксцайтунг» («Немецкая народная газета»), явившейся преемницей газеты германских коммунистов «Ди Роте Фане» («Красное Знамя»), которая была основана еще в 1918 г. К. Либкнехтом и Р. Люксембург. В апреле 1946 г. произошло объединение КПГ и СДПГ, в результате которого была образована Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Соответственно были объединены газеты «Дойче Фольксцайтунг» и «Дас Фольк» в одну, получившую название «Нойес Дойчланд» («Новая Германия»). Затем последовало слияние печатных органов обеих партий. В каждой земле выходили газеты от имени СЕПГ,

С осени 1949 г., после провозглашения Германской Демократической Республики (ГДР) и Федеративной Республики Германии (ФРГ), печать начала развиваться по двум различным направлениям. В ГДР утверждалась нерыночная социалистическая система печати, в ФРГ складывалась западная, рыночная модель СМИ.

Прямо или косвенно средства массовой информации ГДР контролировались государственным и партийным аппаратом, и высшей руководящей инстанцией для журналистов ГДР был отдел агитации и пропаганды Центрального Комитета СЕПГ. Несколько десятилетий спустя, накануне объединения Германии, система печати ГДР объединяла более 600 газет и журналов руководящей партии ГДР – СЕПГ, десятки изданий крупнейших массовых общественных организаций – Объединения свободных немецких профсоюзов и Союза свободной немецкой молодежи, периодику дружественных СЕПГ политических партий – Демократической крестьянской партии Германии, Либерально-демократической партии, Национально-демократической партии и Христианско-демократического союза. В систему печати ГДР входили издания центральных государственных органов, массовых общественных организаций, народных издательств, частных владельцев лицензий.

В ФРГ сформировалась рыночная модель СМИ. Если в ГДР печать находилась в зависимости от партийно-государственных органов, то в Федеративной Республике Германии концентрация прессы происходила вокруг крупных экономических предприятий – медиа-концернов. Среди ведущих издательских групп, которые сложились в Западной Германии к концу 80-х годов можно выделить издательство Шпрингера (издания «Бильд», «Вельт», «Берлинер Моргенпост»), группы ВАЦ («Вестдойче Альгемайне Цайтунг» – «Западногерманская всеобщая газета»), Зюддойчер Ферлаг («Зюддойче Цайтунг»).

После объединения Германии в начале 90-х годов рыночная модель средств массовой информации стали господствовать на территории всей страны. Западногерманские концерны поглотили многие издания Восточной Германии и быстро распространили свое влияние на восточные земли.

К основным типологическим характеристикам печати современной Германии относится территория распространения, аудитория.

По территории распространения газеты делятся на национальные (или надрегиональные) и местные. К национальным изданиям относятся «Зюддойче Цайтунг» (Мюнхен), «Франкфуртер альгемайне Цайтунг» (Франкфурт-на-Майне), «Вельт» (Берлин), «Франкфуртер Рундшау» (Франкфурт-на-Майне), «Бильд» (Гамбург) и «Тагесцайтунг» (Берлин). Особенностью национальной печати Германии является то, что местом выхода прессы не обязательно является столица страны. Газеты, выходящие в Гамбурге, Мюнхене или во Франкфурте-на-Майне распространяются на многие немецкие регионы и поэтому имеют статус национальных (зачастую их еще называют надрегиональными изданиями).

Региональные газеты предназначены для жителей отдельных регионов и населенных пунктов. Они также широко распространены во всей Германии. К местным газетам относятся, например, «Штутгартер Нахрихтен», «Зюдвест Прессе» (земля Баден-Вюртемберг), «Мюнхенер Меркур» (Бавария), «Гамбургер Абендблатт» (Гамбург) и другие.

Среди качественных изданий наиболее крупными по тиражу являются «Зюддойче Цайтунг», «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», «Ди Вельт». Качественно-массовыми, как правило, являются региональные газеты (например, «Берлинер Моргенпост»). Наряду с качественными и качественно-массовыми существуют массовые или бульварные издания. Среди них наиболее многотиражной и самой распространенной в Германии является «Бильд». К другим массовым газетам относятся «АбендцаЙтунг», «Берлинер Курир», «Берлинер Цайтунг», «Экспресс», «Дюссельдорф Экспресс». Следует отметить, что в ряде случаев тираж массовых газет значительно, зачастую на порядок, превосходит тираж качественных. Так, массовая «Бильд» распространяет более 4 млн. экз., в то время, как качественная «Зюддойче Цайтунг» едва достигает тиража 400 тыс. экз.

Б) Радиовещание и телевидение Германии

В Германии функционирует общественно-правовое и частное телерадиовещание.

Общественно-правовое вещание создано на государственной базе, контролируется общественными советами, в которых представлены ведущие политические и общественные организации.

Публично-правовой статус для радио и телевидения был выбран для того, чтобы обеспечить их независимость от государства и дать возможность общественности участвовать в деятельности контрольных органов. Надзор и контроль за работой радио- и телекомпаний осуществляют три органа.

Совет по вопросам радио- и телевещания. Члены совета призваны представлять интересы общественности. Они либо избираются земельными парламентами, либо напрямую назначаются политическими партиями, религиозными общинами, союзами предпринимателей или культурными организациями.

Совет по вопросам управления. Его члены избираются Советом по вопросам радио- и телевещания, Он контролирует соблюдение программных директив, составляет проект бюджета и осуществляет надзор ходом дел. Совет избирает также генерального директора (интенданта), кандидатуру которого должен утвердить Совет по вопросам радио- и телевещания.

Генеральный директор (интендант). Он осуществляет руководство компанией в соответствии с решениями обоих советов и отвечает за содержание программ.

Основной доход у общественных телерадиокомпаний Германии – абонентская плата. И, что немаловажно, компании подобного типа осуществляют более сдержанную, сбалансированную, национально ориентированную политику.

Общественно-правовыми телерадиокомпаниями на национальном уровне в Германии являются АРД («Рундфунканштальтен Дойчланд» – Всеобщее телерадиовещание Германии) и ЦДФ («Цвайтес Дойчес Фернзеен» – Второе германское телевидение). Часть средств, которые получают эти компании путем сбора абонентской платы составляет у АРД – 80 %, у ЦДФ – 60 %. Остальную часть они добирают рекламой. Реклама на общественно-правовом вещании имеет законодательные ограничения. Одно из главных – недопущение ее в эфир после основного блока новостей после 20 часов.

В состав АРД (АРД – первая программа немецкого телевидения) входят земельные телерадиокомпании: Баварская ТРК, Гессенская ТРК, Средне-германская ТРК, Северогерманская ТРК, Восточногерманская ТРК, Радио Бремен, Саарская ТРК, Радио Свободный Берлин, Южно-Германская ТРК, Юго-Западная ТРК, Западно-Германская ТРК. Помимо земельных компаний в структуру АРД включены «Дойчландрадио», «Немецкая волна».

«Немецкая волна» выполняет функцию иновещательной телерадиокомпании. Компании не разрешается вещать на территорию Германии, она полностью финансируется немецким правительством. «Немецкая волна» как радиостанция была создана еще в 1960 г. для выполнения задач, связанных с представлением интересов Федеративной Республики Германии за рубежом. В данном случае центральная власть – в отличие от случая с земельными радио- и телекомпаниями – оказывает более заметное влияние на организацию работы и программную политику станции. Из 11 членов Совета по радио- и телевещанию, существующего на "Немецкой волне"; два избираются Бундестагом, два – Бундесратом, четверо назначаются федеральным правительством.

ЦДФ – самая большая телерадиокомпания в Германии. Ее штаб-квартира находится в Майнце.

Еще в 50-е годы возник замысел создать телекомпанию, альтернативную АРД, которая подвергалась критике за монополизм в области телевидения и за политическую односторонность. Инициатива исходила как от федерального правительства во главе с Конрадом Аденауэром, так и от союзов предпринимателей, которые думали о создании телевизионной станции на частной экономической основе. В 1961 г. Федеральный конституционный суд запретил выход в эфир запланированной телепрограммы, которая должна была находиться в руках правительства, охарактеризовав это как антиконституционный акт. Тогда готовность учредить вторую телепрограмму выразили премьер-министры земель. На базе государственного договора от 6 июня 1961 г. они основали вторую программу германского телевидения (ЦДФ), которая стала субъектом публичного права. В отличие от земельных радио- и телекомпаний, организованных на федералистской основе, для ЦДФ характерна централизованная организация. В ее Совет по телевещанию входят как представители федеральных земель, так и 12 представителей партий, представленных в Германском Бундестаге, а также 3 представителя федерации. Сюда же, как в случае с телерадиостанциями в рамках АРД, входят представители крупных общественных организаций. ЦДФ транслирует программу на всю территорию Германии.

В третью программу в рамках АРД объединены региональные программы немецких земель.

На региональном уровне в Германии также существует ряд телерадиокомпании, имеющих общественно-правовой статус. Некоторые из них созданы на базе земельных законов о радио- и телевещании, другие – на основе государственных договоров между землями. Государственные договоры заключены между Нижней Саксонией, Шлезвиг-Гольштейном, Гамбургом и Мекленбургом-Передней Померанией (относительно телерадиокомпании «Норддойчер рундфунк»), между Рейнланд-Пфальцем и Баден-Вюртембергом (относительно «Зюдвеструндфунк») и между Саксонией, Саксонией-Ангальт и Тюрингией (относительно «Миттельдойчер рундфунк»).

Частное телерадиовещание начало функционировать 1 января 1984 г. В 90-е годы оно успешно развевалось, завоевывая рынок аудиовизуальных СМИ. (См. Таблицу 2)

 

Таблица 2. Первые частные телерадиокомпании Германии

Начало вещания

Название

Штаб-квартира

Место выдачи лицензии

01.01.1984

САТ-1

Рейнланд-Пфальц

Рейнальд-Пфальц

02.01.1984

РТЛ

Северный Рейн-Вестфалия

Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония

01.01.1989

ПРО-7

Бавария

Шлезвиг-Гольштейн

28.02.1991

Премире

Гамбург

Гамбург

29.02.1992

Кабельканаль

Бавария

Бавария

31.11.1992

Н-ТВ

Берлин

Берлин-Бранденбург

01.01.1993

Дойчес Шпортфернзеен (ДСФ)

Бавария

Бавария

25.01.1993

VOX

Северный Рейн-Вестфалия

Северный Рейн-Вестфалия

06.03.1993

РТЛ-2

Северный Рейн-Вестфалия

Гессен

01.12.1993

VIVA

Северный Рейн-Вестфалия

Северный Рейн-Вестфалия

Особое место в частном телевещании занимает «Премире»; которая является платной. Одной из первых в Германии она начала внедрять новые коммерческие формы обслуживания телезрителей; «pay per view» – ТВ работает на персональных заказах (заказчик не оплачивает в'сю программу, а только то время, которое он фактически использует); «video on demand» -заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он укажет; интерактивное телевидение – зритель общается с телекомпанией по телевизору. Помимо названных в Германии функционируют также другие частные телерадиокомпании. Среди них можно выделить три типа – национальные, смешанные и иностранные. К национальным ТРК, созданным в последние годы, относится «VH-1», «Никльоден». Смешанные, или принадлежащие иностранным компаниям, — «Супер РТЛ», «Евроныос», «Евроспорт». На территорию Германии транслируют программы и иностранные телерадиокомпании. Например, телепрограмма TRT-ШТ ведет свое вещание от имени телерадиокомпании Анкары. Она рассчитана на турецкую диаспору в Европе. Другая иностранная компания – ТВ «Полония» – ведет вещание из Варшавы.

Всего в Германии функционирует около двух десятков национальных и более 50 региональных частных телекомпаний.

В качестве основных источников финансирования частного радио и телевидения используются реклама и абонентная плата за платное вещание (Pay-TV).

Программная политика общественно-правовых и частных компаний имеет существенные различия. Прежде всего, они имеют разное профилирование. Существуют так называемые полные программы (программы общего интереса, «для всех») и однопрофильные (ориентированы на определенный сегмент аудитории). Все общественно-правовые компании являются полными. Из частных к этому типу относятся «Кабельканаль-1», «Н-ТВ», «ВОКС», «РТЛ», «САТ-1». Однопрофильными, или специализированными, являются: «ПРО-7», «РТЛ-2», «Премире» – развлекательные, «ДСФ» – спортивная, «ВИВА» и «ВИВА-2», «VH-1» – музыкальные, «ТМ-3» – женская, «Никельоден» – детская.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Поделись с друзьями