Нужна помощь в написании работы?

Печать Франции

При характеристике современной французской печати следует принимать во внимание следующие особенности:

— скрытая или явная поддержка политических взглядов тех или иных
партий и движений (что обусловлено историческими особенностями формирования политической культуры Франции);

— концентрация печати вокруг крупных медиа-групп;

— разделение изданий по территории распространения на национальные и региональные.

 Идеология прессы

Еще в годы оккупации Франции фашистское Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Паризьен», «Матен») пошло на сотрудничество с захватчиками («оккупационная пресса»); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов «Юманите» (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944—1946) был ознаменован ростом количества левых изданий. Газеты, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены. Однако с началом «холодной войны» (1946) роль прессы левого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информационном рынке.

После окончания военных действий в правительство Французской Республики вошли сторонники трех партий – Социалистической, католической партии Народно-республиканское движение и Французской коммунистической партии (правда, вскоре коммунисты были выведены из состава правительства). Межпартийная борьба 40—60-х годов, происходившая в условиях серьезной социально-политической напряженности, сопровождалась жестким идеологическим противостоянием. Французское общество разделилось на приверженцев разных концепций дальнейшего развития государства. Средства массовой информации, несомненно, не остались в стороне от этих процессов.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Парижскую прессу того времени можно условно поделить на несколько групп.

Правонационалистическая печать (газеты «Паризьен либере», «Орор», еженедельники «Карефур», «Минют», «Ривароль»). Все эти издания были настроены по отношению к правительству оппозиционно. Печать, отражающая взгляды среднего класса (газета «Фигаро», журнал «Пари Матч»). Аудитория этих изданий – читатели со средним доходом, кадровые служащие, техническая интеллигенция и рабочая аристократия.

Либерально-объективистская пиния (газета «Монд», еженедельник «Экспресс»).

«Монд» – наиболее серьезная из всех французских газет времен V Республики. Она давала на своих страницах большой объем информации, в основном внешнеполитической. Подробно анализировала важнейшие политические события во Франции и за рубежом, печатала серии серьезных проблемных статей;

СМИ левых группировок интеллигенции («Франс Обсерватэр», «Эсп-ри», «Тан Модерн»): Редакторы и издатели этой группы СМИ резко критиковали внешнеполитический курс Франции, но не могли его изменить в силу малого политического влияния.

Газета Французской коммунистической партии «Юманите» (была основана в 1904 г.). В 1964 г. этой газете исполнилось 60 лет. В период V Республики она состояла из 5 отделов – внутренней политики, иностранного, культуры, общей информации, спорта. По воскресеньям на 30 – 50 полосах выходило политическое цветное приложение «Юманите-Диманш».

В настоящее время деление французской прессы на «идеологические» группы не столь категорично. Французы чаще классифицируют современные издания по тематике и выделяют прессу общей или политической направленности, специализированную периодику (женской прессы, молодежная, техническая, экономическая, научная, спортивная и прочая печать), иллюстрированные еженедельники (например, «Пари матч»). Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия многочисленные бесплатные газеты, содержащие как журналистские материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

 

Медиа-группы

Французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений. Перечислим наиболее крупные и влиятельные из них.

Группа АШЕТТ. Была образована в 1826 г. Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг. Имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США. Неплохо представлена на рынках Восточной Европы благодаря местным версиям своих журналов и музыкальных радиостанций. Объединение продолжает расширять деятельность в Азии (в Японии вышел журнал «Премьер»).

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет («Франс Суар», «Фигаро») и другой периодики. Издает газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции.

Группа Ф. АМОРИ. Газеты этой группы возглавляют список тиражей, но управляется она старыми консервативными методами. К числу изданий этого медиа-объединения откосятся газета «Париэьен», еженедельное приложение к ней и национальный выпуск этой газеты – «Ожурдюи», еженедельник «Компьютер Плюс». Среди проектов, приносящих доходы издательской группе, – спортивная ежедневная газета «Экип».

Объединение БАЙЯР-ПРЕСС было основано в 1873 г., занимается выпуском католической прессы. Наиболее известными изданиями группы являются журналы «Капиталь Сайте», «Эврика», «Максимум». Развивается деятельность группы в других странах – открыто представительство в Нью-Йорке.

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН — общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы — парижской и провинциальной, в частности столичной «Монд».

 

Территория распространения

Если обратиться к вопросу о классификации французской прессы по территории распространения, то следует отметить, что уже достаточно давно печатные издания подразделялись на столичные и региональные, местные. Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось только Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.

Сегодня к национальным газетам относятся «Монд», «Экип», «Фигаро», «Либерасьон», «Франс-Суар», «Ожурдюи», «Круа», «Юманите». В ряду региональных изданий – газеты «Уэст-Франс», «Паризьен», «Сюд-Уэст», «Вуа дю Нор», «Нувель Репюблик дю Сантр-Уэст», «Монтань», «Депеш дю Миди».

Нужно обратить внимание на то, что национальные и региональные издания весьма сильно конкурируют между собой. Порой эта конкуренция идет почти на равных. Об этом свидетельствует даже тот факт, что тираж региональной газеты «Уэст-Франс» (около 750 тыс. экз.) превышает тираж крупных национальных изданий («Монд» – примерно 390 тыс. экз., «Экип» – 385 тыс. экз.)1.Вообще, схема распространения аудитории между региональными и национальными изданиями, по мнению исследователей французских СМИ, сложилась уже давно. Отмечается, что среди бретонцев всегда было больше почитателей местных изданий, чем среди жителей Верхней Нормандии (соответственно 62 и 32 %). Это объясняется тем, что Бретань – родина крупнейшей «Уэст-Франс», в первую очередь ориентированной именно на эту провинцию. Жители соседнего с Верхней Нормандией региона – Иль-де-Франс (центром которого является Париж) – именно из-за своей «столичности» не придают особого внимания местным изданиям, предпочитая им центральные газеты2.

Учитывая опыт провинциальной прессы, парижские издания усмотрели в местной информации один из путей развития и стали издавать провинциальные выпуски с местной информацией, что привело к увеличению их тиражей. В этих условиях провинциальные издания были вынуждены объединяться. Концентрация стала одним из законов эволюции провинциальной прессы.

Ныне тенденция такова, что парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь газетам общей н политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс. экз., распространение -150 тыс., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей.

Национальные газеты в большинстве своем можно отнести к качественной прессе («Монд», «Фигаро»). И, наоборот, среди местных и региональных газет нередко встречаются издания с признаками массовой печати («Паризьен»).

Б) Радиовещание и телевидение Франции

 

Радиовещание

Первые радиопередачи во Франции были проведены в 1921 году Министерством почт и телеграфа. С первых дней существования радиовещания во Франции правительство стремилось установить свою монополию в этой области. В 1926 году были выработаны основные принципы, регламентировавшие работу радиовещания, и создана служба радиовещания в аппарате Министерства почт и телеграфа. С ростом аудитории радиослушателей возникла необходимость привлечения в радиовещание финансовых средств. Это заставило парламент в 1933 году ввести абонентскую плату за пользование радиоприемниками.

Состояние дел в электронных СМИ Франции после второй мировой войны во многом определялось тем, что было запрещено частное вещание, а также была провозглашена государственная монополия на передачу сигнала.

Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или телепередачи, но право распространять их было предоставлено только государственным службам. Этим и объясняется тот факт, что частные станции могли иметь на территории Франции свои студии, но не могли вести передачи с ее территории. Выходом из этой ситуации стало появление так называемых частных периферических радиостанций, передатчики которых были расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Их студии находились на французской территории и были связаны с передающими антеннами с помощью кабеля.

Таким образом, несмотря на государственную монополию, во Франции сложилась сеть частных коммерческих радиостанций: Радио Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио.

Несмотря на то, что во Франции государственная монополия на вещание довольно строго соблюдалась, тем не менее, не всегда просто дать ответ об источниках финансирования аудиовизуальных предприятий, так как переплетение государственных и частных капиталов довольно сложно. Известны организации, через которые государство осуществляло контроль над периферическими радиостанциями: Софирад и Гавас.

Гавас – рекламное агентство, более 50 % акций которого в 40-50-е годы XX века принадлежало государству; Софирад (Сосьете Финансьер де Радьодиффузьон) было создано для участия государства в финансировании периферических станций.

По мере распространения телевидения в 60-70-е годы, радиовещание вынуждено было приспосабливаться к новым условиям, учитывая конкуренцию. Были не только пересмотрены сетки вещания, но и сами программы и стиль передач. Вечернее время пришлось уступить телевидению, основное время радиопрограмм было перенесено на середину дня и утро.

Государственные радиопрограммы были рупором правительства. Периферические станции давали более разнообразную информацию, они привлекали большую аудиторию, особенно в утренние часы. В конце 1962 г. РТЛ слушали 42 % французов, Эроп-1 – 34 %, а государственную Франс-Энтер – только 24 %. В последующие годы технические усовершенствования, обновление программ способствовали увеличению аудитории Франс-Энтер, и с 1967 по 1973 г. она имела самое большое число слушателей.

В 1974 г. государственное вещание было структурно упорядочено. Была создана национальная государственная компания Радио-Франс (РФ). Она передавала следующие программы: Франс-Энтер, Франс-кюльтюр, Франс-мюзик и Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) – служба иновещания.

Франс-Энтер – программа общей информации. Она содержала выпуски новостей, политические, разнообразные тематические, музыкальные и развлекательные передачи. Программа финансировалась за счет абонентной платы и не передавала рекламы. В связи с нарастающими требованиями децентрализации аудиовизуальных средств массовой информации, которые исходили от местных властей и многих общественных организаций, а также в связи с появлением радиостанций-пиратов, правительство вынуждено было пойти на децентрализацию радиовещания. В результате в 70-е годы во Франции стали создаваться местные государственные радиостанции.

Франс-кюльтюр – станция, специализирующаяся на культурной тематике, Франс-мюзик – музыкальное радио.

Иновещательная станция Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) к маю 1981 г. начала вести передачи на коротких волнах на Африку, Восточную Европу и восточный берег Америки. Постепенно РФИ расширяла географию вещания. Увеличивался объем вещания на страны Восточной Европы, на Латинскую Америку, началась подготовка программ для Ближневосточного региона.

К 1983 г. государственные национальные станции охватывали вещанием всю территорию Франции. Региональные радиостанции, которые раньше входили в систему третьей программы телевидения, теперь перешли к Радио-Франс.

Одной из основных проблем частного радио была проблема его финансирования, так как закон запрещал этим станциям распространять рекламу. Это вынуждало его создателей искать различные способы финансирования, иногда в обход закона.

В июле 1982 г. были даны первые разрешения частным радиостанциям. Местные радиостанции стали конкурентами местным государственным станциям, созданным под эгидой Радио-Франс. В структуре французского радиовещания появился новый сектор – местные частные радиостанции.

Уже к концу 1983 г. можно было констатировать, что местные частные радиостанции привлекают все большую аудиторию. Они привлекали слушателей качеством звучания передач, отсутствием рекламы (значительная часть французов не одобряла рекламу на радио). Сказывались и социальные изменения – обществу требовалась более индивидуальная, специализированная информация. Однако станции получили разрешение на существование без финансового обеспечения: реклама была запрещена, мощность передатчиков лимитирована. Каждая радиостанция, имеющая право вещания, получала от правительства 100 тыс. фр. Это, конечно, недостаточная сумма, поскольку известно, что самый скромный бюджет такой станции требовал 500 тыс. фр. в год.

Радиостанции вынуждены были придумывать различные нестандартные способы привлечения финансовых средств. Например, некоторые из них давали в передачах список торговцев, которые предоставили покупателям, предъявившим карту радиослушателя, различные льготы. Эту карту можно было приобрести за определенную плату на радиостанции. Другие организовывали кинопремьеры, танцевальные вечера, концерты и в связи с этим неоднократно упоминали имя актера, название фильма или кинотеатра, где проходит зрелище. Часто радиостанции вели прямые передачи с фестивалей, ярмарок, из крупных магазинов. Таким образом, скрытая реклама в передачах присутствовала.

Меньше возражений вызывали коммерческие действия радиостанций, не связанные с самими радиопередачами: производство и продажа пластинок, издание бесплатных еженедельников.

Подходило к концу время, когда частные радиостанции могли существовать на добровольные взносы их создателей. Пришла пора переходить к стадии профессионализма ради сохранения своей аудитории; этот переход требовал финансов. И хотя специалисты уверяли, что частные радиостанции не получат права распространять рекламу, уже в 1984 г. в «Журналь Оффисьель» был опубликован закон, разрешивший им передавать рекламные объявления.

Таким образом, с начала 80-х годов прошлого столетия во Франции начали сосуществовать две системы радиовещания – государственная и частная.

 

Телевидение

Первые экспериментальные передачи начались во Франции в 1936 году. Вторая мировая война прервала эти эксперименты. В 1948 году передачи французского телевидения были возобновлены. Телевизионное вещание во Франции из-за недостатка финансирования развивалось достаточно медленно: в начале 50-х годов XX века «только 10 % французов могли смотреть телевизионные передачи». Со временем охват аудитории и объем вещания значительно расширились. К 1957 г. «аудитория увеличилась до 50 %, в 1967 зрительская аудитория составляла 90 %».

В 1964 г. было создано Управление по радиовещанию и телевидению -ОРТФ. Это государственное учреждение промышленного и коммерческого характера обладало монополией на вещание и находилось в подчинении у министерства информации и министерства финансов. Совет министров назначал генерального директора ОРТФ, Управление имело собственный бюджет.

В августе 1974 г. ОРТФ было реформировано. Были созданы 7 компаний. Четыре из них – это общества, занимающиеся распространением передач: Телевизьон Франсез-1 (ТФ-1), Антенн-2 (А-2), Франс-Режьон-3 (ФР-3) и Радио-Франс (РФ). Другие три компании – по обслуживанию первых: Теледиффюзьон де Франс (ТДФ) – обслуживание технических инфраструктур и осуществление вещания; Сосьете Франсез де Продюксьон (СФП) -непосредственное производство телепередач; Национальный институт аудиовизуальных средств – исследование радио и телевидения.

Таким образом, к началу 80-х годов во Франции функционировали три национальных государственных телевизионных канала: ТФ-1, А-2 (вступил в строй в 1967 г.), ФР-3 (появился в 1976 г.). ФР-3 с самого начала выступал в роли канала, активно налаживающего связь с регионами. В 1984 г. появилось 27 региональных станций, чья деятельность была тесно связана с Франс-Режьон-3.

В ноябре 1984 г. вступила в строй четвертая программа телевидения -Канал-Плюс. Это была частная программа. Появление этого канала было первым фактом отступления от государственной монополии на французском телевидении. Вместе с тем, немаловажно, что хотя программа имела статус частного предприятия, государство через национализированные банки и агентство «Гавас» имело возможность ее контролировать. Владельцами первого французского частного телевизионного канала стали француз Жером Сеиду и небезызвестный итальянский магнат Сильвио Берлускони.

В начале декабря 1985 г. был обнародован контракт о сдаче в концессию пятого общенационального французского телевидения, который также являлся частным.

1 марта 1986 г. во Франции начала вещать еще одна частная программа— Шестая программа, которая получила название Метрополъ-6 (М-6).

Вообще, 1986 год стал временем активной коммерциализации телевидения. В этом году было объявлено о реформе аудиовизуальных СМИ Франции, В соответствии с намеченными преобразованиями предполагалось провести приватизацию государственного ТФ-1 и некоторых обслуживающих компаний, входящих в государственный вещательный сектор. В 1987 г. ТФ-1 был приватизирован. Основным держателем акций канала стало общество Буига. Компаньоном Буига в покупке ТФ-1 стал магнат английской прессы Максвелл.

В итоге Франция перешла от полностью государственного телевидения к смешанной системе, в которой к концу 80-х годов стал доминировать частный сектор: два государственных канала (А-2, ФР-3) против четырех частных (ТФ-1, Канал-Плюс, 5 канал, М-6).

В последние годы французское государство стало уделять больше внимания государственной поддержке телевидения. В частности, в парламенте в конце 90-х годов шло бурное обсуждение законопроектов об электронных средствах массовой информации. Предложения законодателей заключались в ограничении коммерциализации телевизионных каналов. В частности, предлагалось вместо 12 минут в час, отведенных на рекламу на государственных каналах, установить лимит времени в 8 минут. Говорилось о том, что в порядке компенсации из бюджета должны выделяться дополнительные финансовые средства на развитие государственных электронных СМИ. Предусматривалось также создание государственного холдинга, объединяющего все государственные программы.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Поделись с друзьями